Не
столь многолюдны были "родственные" и "дружеские" обеды.
"К
обеду ежедневно приезжали друзья и приятели отца, - рассказывает сын сенатора
А.А. Арсеньева, - из которых каждый имел свой jour fixe. Меньше 15-16 человек,
насколько я помню, у нас никогда не садилось за
стол, и обед продолжался
до 6-ти часов".
Суеверные
хозяева строго следили, чтобы за
столом не оказалось 13 человек. Вера в приметы и суеверия была распространена
в среде как помещичьего, так и столичного дворянства.
"Батюшка мой, -
пишет в "Воспоминаниях о былом" Е.А. Сабанеева, - был очень брезглив,
имел много причуд и предрассудков <...> тринадцати человек у нас за
столом никогда не садилось".
В эту примету верил и близкий друг А.С.
Пушкина барон А.А. Дельвиг. По словам его двоюродного брата, "<...>
Дельвиг был постоянно суеверен. Не говоря о 13-ти персонах за
столом, о подаче соли,
о встрече с священником на улице и тому подобных общеизвестных суевериях".
Не
менее дурным предзнаменованием считалось не праздновать своих именин или дня рождения.
Приятель
Пушкина по "Арзамасу", знаток театра, автор популярных "Записок
современника" С.П. Жихарев писал: "Заходил к Гнедичу пригласить его
завтра на скромнуй трапезу:
угощу чем бог послал. <...> Отпраздную тезоименитство свое по преданию семейному:
иначе было бы дурное предзнаменование для меня на целый год".
"Итак,
мне 38 лет, - сообщает в июле 1830 года своей жене П.А. Вяземский. - <...>
Я никому не сказывал, что я родился. А хорошо бы с кем-нибудь омыться крещением
шампанского, право, не из
пьянства, а из суеверия, сей набожности неверующих: так! Но все-таки она есть
и надобно ее уважить".
Побывавший
в конце XVIII века в России француз Сегюр не без удивления отмечает: "Было
введено обычаем праздновать дни рождения и именин всякого знакомого лица, и не
явиться с поздравлением в такой день было бы невежливо. В эти дни никого не приглашали,
но принимали всех, и все знакомые съезжались. Можно себе представить, чего стоило
русским барам соблюдение этого обычая; им беспрестанно приходилось устраивать
пиры".
Отец легендарных
почт-директоров Я.И. Булгаков жалуется в письме к сыну: "Вот уже целая неделя,
что я не обедаю дома, ужинаю
в гостях, присутствую на балах, ибо не могу, и возвращаюсь домой после полуночи.
<...> Причиною сему Катерины: их столько много, что нет фамилии без Катерины".
Чиновный
люд, "под страхом административных взысканий", спешил в день именин
поздравить начальство. В "Записках" А.К. Кузьмина содержится любопытный
рассказ о том, как отмечал свои именины в 30-е годы прошлого столетия губернатор
Красноярска: "К почетному имениннику должно было являться три раза в день.
В первый раз - в 9 часов утра с поздравлением, и тут хозяин приглашает вас обедать
или на пирог: пирог
- тот же обед, только без горячего, с правом садиться или не садиться за
стол. В два часа пополудни вы приезжаете на
пирог или к обеду и,
поевши, отправляетесь домой спать, а в 8 часов вечера гости собираются в третий
раз: играть в карты и танцевать до бела света. Дамы приезжают только на бал, а
к обедам не приглашаются".
Званые
обеды отличались от ежедневных
не только количеством гостей, но и "множеством церемоний". Попытаемся
поэтапно воспроизвести весь ход званого обеда.
Славное
было время! Были явные поцелуи, были и тайные.
Сохранились многочисленные свидетельства
о том, как приветствовали друг друга хозяева и гости,
приглашенные на обед, ужин,
вечер или бал.
"Приехавший мужчина после поклона хозяину отправлялся к
его супруге и здесь, в гостиной, должен был подходить к ручке ко всем дамам, начиная
с хозяйки. Мужчина, целуя ручку, получал поцелуи в голову или щеку; и так продолжалось
со всяким вновь приходящим. Сколько тут нужно было терпения с обеих сторон, но
никто не решался нарушить этого гостиного правила" (из воспоминаний М. Назимова).
"Теперь
я хочу рассказать, каким образом приветствуют друг друга мужчина и женщина. Дама
подает вошедшему джентльмену руку, которую тот, наклонясь целует, в то же самое
время дама запечатлевает поцелуй на его лбу, и не имеет значения, знаком ли ей
мужчина или нет. Таков тут обычай здороваться, вместо наших поклонов и реверансов"
(из письма М. Вильмот).
"Всякая приезжающая дама должна была проходить
сквозь строй, подавая руку направо и налево стоящим мужчинам и целуя их в щеку,
всякий мужчина обязан был сперва войти в гостиную и обойти всех сидящих дам, подходя
к ручке каждой из них" (из "Записок" Ф.Ф. Вигеля).
Еще
более подробно об этом церемониале говорится в воспоминаниях Н.В. Сушкова: "Съезжаются
гости <...> каждый
гость и каждая гостья
кланяются или приседают при входе в приемную, на восток и запад, на полдень и
полночь; потом мужчины подходят к ручке хозяек и всех знакомых барынь и барышень
- и уносят сотни поцелуев на обеих щеках; барыни и барышни, расцеловавшись с хозяйками
и удостоив хозяина ручки, в свой черед лобызаются между собою. После таких трудов
хозяин приглашает гостей для подкрепления сил пофриштикать или, как чаще говорилось
тогда, перекусить до обеда
и глотнуть для возбуждения аппетита".
Обеду
предшествовал закусочный (холодный)
стол, накрываемый не в обеденной зале (столовой),
а в гостиной. Иностранцам русский
обычай сервировать закусочный
стол в гостиной казался странным и необычным. Описание закусочного
стола нередко встречается в записках иностранных путешественников.
Побывавшая
на обеде у генерала Кнорринга
мисс Вильмот сообщает в письме: "Когда мы приехали, то нас ввели в переднюю,
где 30 или 40 слуг в богатых ливреях кинулись снимать с нас шубы, теплые сапоги
и проч. Затем мы увидели в конце блестящего ряда изукрашенных и ярко освещенных
комнат самого генерала, со старомодною почтительностью ползущего к нам навстречу
<...>.
(далее)