означали
и разные понятия с технологической точки зрения. Дело в том, что в Палестине и
у греков "сикер", изготовляемый из плодов финиковой пальмы, был, по
сути дела, финиковой водкой. Арамейское же понятие "сикера" означало
хмельной, опьяняющий напиток, по технологии близкий к медо - или пивоварению,
без гонки. Нет
сомнения, что в древнерусских монастырях учёные монахи доискивались до подлинного
значения упоминаемых в Библии и Евангелии греческих, арамейских и древнееврейских
слов и тем самым получали полное представление о технологических процессах и их
отличиях. 5.
Пиво. Помимо перечисленных выше алкогольных напитков - вина, мёда, кваса и сикеры
- в источниках XI - XII 1 веков весьма часто упоминается и пиво. Однако из текстов
того времени видно, что пиво первоначально означало всякое питьё, напиток вообще,
а вовсе не рассматривалось как алкогольный напиток определённого вида в современном
нашем понимании. "Благослави пищу нашу и пиво", - читаем в памятнике
XI века . Позднее, однако, появляется термин "твореное пиво", то есть
напиток, питьё, специально сваренное, сотворённое, как вино. Твореным пивом, как
видно из источников , называли очень часто сикеру, а иногда и другой напиток -
ол. Таким образом, термин "пиво" сохранил свой широкий смысл и до XII
- XIII веков. Если в Х - XI веках так называли всякий напиток, всякое питьё, то
в XII - XIII веках так стали называть всякий алкогольный напиток: сикеру, квас,
ол, твореное вино - всё это было в целом твореное пиво или искусственно созданное
самим человеком алкогольное питьё. Пиво в современном понимании имело другой термин,
другое обозначение - ол. 6.
Ол. В середине XIII века впервые появляется новый термин для обозначения ещё одного
алкогольного напитка - "ол" , или "олус". Есть также данные,
что в XII веке зафиксировано название "олуй" , что, по всей видимости,
означало то же самое, что и "ол". Судя по скупому описанию источников,
под олом понимали напиток, подобный современному пиву, но только приготавливали
это пиво ол не просто из ячменя, а с добавлением хмеля и полыни, то есть трав,
зелий. Поэтому иногда ол называли зелием, зельем. Имеются также указания на то,
что ол варили (а не гнали, как сикеру или квас), и это ещё более подтверждает,
что ол был напитком, напоминающим современное пиво, но только сдобренное травами.
Его наименование напоминает английский эль, также приготавливаемый из ячменя с
травами (например, с добавлением цветов вереска). То, что позднее ол стали отождествлять
с корчажным пивом, ещё более подтверждает, что олом в XII - XIII веках называли
напиток, подобный пивному в современном понимании этого слова. Вместе с тем
ясно, что термин "ол" давали весьма высококачественному и довольно крепкому
и благородному напитку, ибо в конце XIII века в "Номоканоне" указывается,
что ол может быть принесен в храм "в вина место", то есть может быть
полноценной заменой церковного, виноградного вина. Ни один из других видов напитков
того времени не пользовался этой привилегией - заменять собой вино . 7.
Березовица пьяная. Этот термин отсутствует в письменных памятниках старославянского
языка, но из сообщений арабского путешественника Ибн Фадлана, посетившего Русь
в 921 году, известно, что славяне употребляли березовицу пьяную, то есть самопроизвольно
забродивший сок березы, сохраняемый долгое время в открытых бочках и действующий
после забраживания опьяняюще . Анализ
терминологии спиртных напитков IX - XIV веков даёт основание сделать следующие
выводы: В
раннюю историческую эпоху на Руси существовало пять типов опьяняющих напитков:
1. Напитки, получаемые из Византии и стран Средиземноморья в готовом виде и являвшиеся
виноградным вином, преимущественно красным. Все виды вина называли до XIII века
исключительно просто вином, иногда с прилагательным "кислое" и "осмърьнено"
(сладкое, десертное, пряное). 2.
Напитки, получаемые путём естественного сбраживания местных продуктов природы
- берёзового сока, мёда, сока ягод без всякого дополнительного воздействия человека
(т.е. без добавления дрожжей, без варки и т. п.), - березовица пьяная, мёд ставленный.
3. Напитки, получаемые
путём искусственного сбраживания зерновых продуктов (ржи, ячменя, овса) после
варки (кипячения) сусла и с добавлением дополнительных трав (хмеля, зверобоя,
полыни) для придания запаха и вкуса. Этими напитками являлись квас (означавший
современное пиво), ол (крепкое, густое пиво типа портера). 4.
Напитки, получаемые путём искусственного сбраживания мёда или путём комбинации
искусственно сброженно го мёда с продуктами искусственно сброженного зерна. Этим
напитком был мёд варёный или питный мёд. Он представлял собой водный раствор мёда,
заправленный ячменным или ржаным солодом и сдобренный различными травами (хмелем,
полынью, зверобоем) и сваренный подобно пивным напиткам. Крепость этого алкогольного
напитка была довольно высокой, а опьяняющее воздействие - сильным, поскольку медовое
сусло было чрезвычайно богато сахаром, и поэтому напиток оказывался более богатым
спиртом, чем ол. (далее...) |